Отзывы

ПЕСНЯ О РОДИНЕ Самое важное, фотофакультет задал профессиональный импульс. Декан Павел Михайлович продиктовал телефон фотослужбы газеты “Невское время” с комментарием – иди, работай, тебе в газете лучше будет. Не хотел принимать в студенты. Но, все-таки взял, в итоге. Совмещение работы и учебы очень помогло. Когда ты снимаешь магазин как большой независимый художник от буквы Х до буквы К, часто забываешь что смотреть твои снимки будет человек, далекий от большого искусства. А когда ты снимаешь тот же магазин для СМИ, то делаешь это с оглядкой на его аудиторию и начинаешь по-другому выбирать ракурс. Начальники в СМИ, как правило, скупы на советы, никто не будет заниматься твоим образованием, комментировать твои шедевры «надобно задний план проработать… красный цвет недостаточно красный… где решающий момент». Порой просто не ответят на письмо со съемкой, а хороша она или нет ты поймешь когда увидишь свои опубликованные шедевры (или не увидишь). На Фотофакультете моим куратором был Ярослав Скачков, который смотрел учебные съемки со словами: «А теперь взгляни, как известные фотографы снимают те же темы». Это заставляет искать другие ходы, это самое ценное, что выносишь с Фотофакультета. Он тебе говорят: «Подумай, представь, есть другие варианты».
АЛЕКСАНДР ГАЛЬПЕРИН, выпускник 2009 года, собственный фотокорреспондент МИА «Россия сегодня», fotosanyok@yandex.ru
- Во время учёбы самым главным была та удивительная атмосфера на ФФ, полностью погружающая в творчество. И осознание, что любое задание можно и нужно выполнить наилучшим способом. Первая же принятая зачётная фотография впоследствии была опубликована в городской газете "Смена"
ВЛАДИМИР КОРОБОВ, выпускник 1985 года, korob.foto@mail.ru
- Уже больше тридцати лет прошло с тех пор, как я пришел учиться на фотофакультет рабкоров при Ленинградском Доме журналиста. А мандраж помню как сейчас. Меня можно сказать привели за руку уже заработавшие себе имя фоторепортеры Андрей Чепакин и Саша Спицын, которые до этого трудились в Тосненской газете. Глянув на мое портфолио (правда и слова тогда такого не было) Павел Михайлович Маркин строго глянув на меня сказал: - принимается, а Саша Спицын добавил, что его, то есть меня учить не надо, мол, я уже готовый фотокор. Но учиться было надо обязательно. Факультет мне дал не только уверенность в себе, но развил и обогатил меня разносторонне, как сказал Борис Михалевкин на одном из занятий - главное быть развитым, эрудированным, начитанным, это вам пригодится в любой профессии, а особенно в журналистике. Именно здесь я увидел, как работают профессионалы, известные фотожурналисты, (впоследствии со многими из них я подружился). Так никогда не забуду встречу с Михаилом Дмитриевым из АПН. Когда он разложил на столе сотню карточек - фотоочерк о жизни хирургов, я был ошеломлен. Мне казалось они все прекрасны, в каждом снимке так много содержания... А Миша (это я уже потом так его стал называть) утверждал, что вот теперь нужен строгий и точный отбор. Нужно в пяти-семи максимум десяти фотографиях рассказать фотоисторию так, чтобы было не убавить и не прибавить. И, конечно, этому надо учиться. Так видеть ,так снимать, так понимать. Я с теплотой вспоминаю годы учебы, встречи, выставки, творческие отчеты. За плечами у меня тридцать лет работы в газете, множество конкурсов и выставок, но я по-прежнему продолжаю учиться и всегда рад, когда меня приглашают на творческие встречи на фотофакультете.
ЕВГЕНИЙ АСТАШЕНКОВ, выпускник 1989 года, (уже 30 лет фоторепортер газеты «Тосненский вестник»), astahatosno@yandex.ru
Я закончил факультет в 1991 году. Это был год моего выхода на пенсию, и я стал МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ по фотографии. Это вообще-то было время ПЕРЕСТРОЙКИ, ПЕРЕЛОМКИ И ПЕРЕСТРЕЛКИ !!! На заводе мне предложили идти в ДЕПУТАТЫ, но я пошёл в ДДТ (Я говорил в ДУСТ) то есть в Дом Детского Творчества руководителем фото-студии «ФОКУС». Ребята были хорошие и директор очень хорошая. Но потом директор уволилась, а ребята понакупали всяких "мыльниц" и стали печатать снимки не сами, а в мастерских. И я пошёл в ПОЖАРНЫЕ, чтобы снимать пожары и писать про пожарных героев. Ходил на работу два раза в месяц. В день аванса и в день получки. Но, когда приходил за получкой и здоровался с начальницей, то она говорила: "Подождите Иван Дмитриевич, я вам ещё премию выпишу, и получайте вместе. Конечно, она знала, что я не просто так болтался, а рыскал по всем пожарам, фотографировал и писал в газеты. Потом пришла тётка- отставница полковница пожарная и села верхом на мою шею, заставляя плясать под её дудку. Я уволился и стал делать фотографии к морским книгам и в журнал "Русский ювелир". Работал с Д.С. Лихачёвым. Выполнил несколько заказов от ЮНЕСКО на съёмку в музеях и в церквях. Но однажды делал срочную и большую работу для морской книги. Двое суток без сна печатал и проявлял. Давление не измерял и так переутомил глаза, что работу сделал и заснул. ПРОСНУЛСЯ СОВСЕМ СЛЕПЫМ. Инсульт на зрение. Два года был СОВСЕМ СЛЕПЫМ !!! Потом нашёлся врач, который сделал на моих глазах себе учёное звание, а мне немножко зрения. Я уже не фотограф, а писатель. Но хорошие фотографии от плохих отличать умею и критику навожу. Сейчас купил аппарат с автофокусом, но пока ещё не освоил. Книги тоже пишу "ВУМНЫЕ". Осенью занял ПЕРВОЕ место на Всероссийском литературном конкурсе им. Александра Невского. Дали грамоту, ценный приз и немножко денег. Недавно переиздал две книги. Написал очередную статью в "Золотое слово". Сейчас пишу серьёзную работу о защите Блокадного Ленинграда.
ИВАН ИЛЬИН, старейший выпускник факультета (он родился в 1931 году), писатель, ivangalicky@mail.ru
На фотофакультет я пришла, имея за плечами высшее художественное образование и совершенно не имея опыта в репортажной фотографии. Мне нравилось смотреть документальные фотопроекты, но я не понимала, как самой сделать такие фотографии, как выбрать тему, договориться о съемке и где опубликовать. Фотофакультет под руководством Павла Маркина, в частности курс Александра Астафъева, помог мне влиться в профессию - еще до защиты диплома я начала работать в «Новой Газете».
ЕЛЕНА ЛУКЬЯНОВА, выпускница года, победитель творческого конкурса на лучший дипломный проект «Золотая марка – 2016», elenapatria@gmail.com
Фотофакультет дал мне чувство локтя, возможность войти в фототусовку, широту кругозора в области фотографии, а также заряд энергии - некий ориентир ценностей и целей, с которыми я сверяю свою работу. Я окончил обучение девять лет назад, и с тех пор были другие курсы, мастер-классы, лекции, а также редактора, руководители и заказчики. Все они тоже повлияли на мое мировоззрение как фотографа, претендующего иногда на роль документального, но все же именно те два года на фотофакультете задали вектор, в котором я пошел в дальнейшем - фоторепортаж, фотожурналистика, документальная фотография - со всеми вытекающими моральными, этическими и чисто техническими моментами. Ценность тусовки тоже должна быть оценена по достоинству - добрая половина работающих в Петербурге коллег в то или иное время прошла через фотофакультет. Гораздо проще позвонить человеку и попросить его о помощи, если это не просто знакомый из новостного агентства, с которым ты иногда пересекаешься на съемках, а твой сокурсник. Или тоже нюанс - человек, с которым ты рядом два года учился, завтра может стать лауреатом множества премий, участником международных выставок и преподавателем на том же фотофакультете. Это создает определенный стимул развиваться. А человек, который кричал громче всех и бил себя тапком в грудь, завтра может бросить фотографию. Время все расставляет по местам, но сообщество выпускников фотофакультета все же держится более или менее вместе и создает какой-то общий поток сил, идей и чисто человеческих отношений.
СЕРГЕЙ ВДОВИН, выпускник 2009 года, фотограф губернатора Ленинградской области, vdovinserg@gmail.com
- Обучение на Фотофакультете для меня - это увлекательное путешествие в мир фотографии, это дверь в совершенно иную жизнь, о которой я не имела никакого представления. Это еженедельные приключения в поисках решения творческих заданий. Это мастер-классы, встречи с удивительными людьми, увлеченными своим делом.
Фотофакультет научил меня по-настоящему любить фотографию и немного в ней разбираться! Мне несказанно повезло и с преподавателями, и с однокурсниками. СПАСИБО вам за все, Павел Михайлович!
ЛИДИЯ АСЕНЧАКОВА, выпускница 2002 года, asen-chac-ova@mail.ru
- Я учился в докомпьютерную эпоху. Так получилось, что в 1993 году, заработав во Франции и купив там свой первый Никон 601, я одновременно начал работать в цветной газете и поступил на фотофакультет. На курсе было много увлеченных людей. И любителей, и начинающих профессионалов, сотрудничающих с газетами. Павел Михайлович принимал владеющих техникой съемки и ручной печати. Не втолковывая азбучные истины, он модерировал дискуссии и вынуждал нас шевелить мозгами. Мы приносили только ч.б., редко цвет из фотоателье, что по понятным причинам вызывало укоризненные возгласы: "Это не ты, это машина печатала." Для меня важнее всего было попасть в среду увлеченных фотографией людей, где каждый знает о чем-то больше других. Совсем юных я не помню. Кажется, Стас Левшин был самым молодым, он учился на втором курсе и его серия снимков, сделанная в среде наркоманов, сразу произвела на всех впечатление. Помню, Игорь Смольников приносил постановочные фото своих друзей в неожиданных ракурсах и интерьерах. Витя Дюжаев приносил такие портреты известных актеров, что у нас текли слюнки. На курсе завязывались знакомства, которые помогали в поиске работы, фотоматериалов, аппаратуры, литературы и т.д. Не знаю, что бы я делал без всей этой информации, повторяю, интернета в его нынешнем виде еще не было. Да и встречи с живыми классиками питерской фотографии не заменишь никаким интернетом. Юрий Файнберг. Работал в "Недвижимости Петербурга", "Невском времени", на "Ленфильме", публиковался в центральной и зарубежной прессе.
ЮРИЙ ФАЙНБЕРГ, выпускник 1995 года, yfainberg@yandex.ru
- Поступив, на фотофакультет в 2015 году, я уже четко понимал для себя, что фотожурналистика для меня это всерьез и надолго. Собственно поэтому, уже вначале первого курса стал сотрудничать с информационным агентством "Интерпресс". Любому делу нужно учиться. Фотожурналистике нужно учиться всю жизнь. Но основы и главные принципы этого увлекательного дела точно можно получить на ФФ. Какая бы техника не пришла завтра в помощь нашему брату, есть правила которые неизменно характеризуют фотокорреспондента во все времена. Законы репортажа с технической стороны, четкое представление о предмете съёмки, умение наладить контакт с любым человеком и многое-многое другое уже много лет преподают декан Павел Михайлович Маркин и кураторы факультета.
ПАВЕЛ КАРАВАШКИН, выпускник 2017 года, фоторепортер агентства «Интерпресс», pkaravashkin1@yandex.ru
- Я занимался до знакомства с фотофакультетом только портретной фотографией. Сейчас я занимаюсь опять почти только ею, портретной. Откровенно говоря, журналистика — это не моя область интересов, но в тот момент (1999), это было, пожалуй, единственное сообщество в Петербурге, где можно было найти молодых и увлечённых фотографов. Их я и нашёл. Проще говоря, я нашёл на факультете рабочую фотоатмосферу, друзей, понимание того, что такое фотожурналистика и решение продолжать заниматься портретами. :)
ДАНИИЛ РАБОВСКИЙ, выпускник 2002 года, www.rabovsky.ru
- Я шла на Фотофакультет за качественным образованием и за специальностью. И я это получила - мои фотоработы стали замечать и отмечать очень далекие от фотографии люди. Здесь я поняла, что значит "фотограф со знаком качества". Факультет открыл для меня новый мир - мир репортажной фотографии и позволил мне войти в него, сделал меня частью профессионального сообщества фотокорреспондентов. А главное - указал путь развития. Я знаю куда идти и мой профессиональный рост лишь вопрос времени и усердия.
МАЙЯ ЖИНКИНА, выпускница 2018 года, mzhin@mail.ru
- 15 лет назад, в 2003 году, я работал в издательстве "Питер". Интересная, непыльная должность, много встреч с авторами - творческой и технической интеллигенцией, казалось бы, что еще нужно для счастья. Но на самом деле хотелось чего-то совсем иного, не сиделось на месте. Хотелось выйти в большой мир, попытаться понять его и рассказать о нем другим - самому быть автором, а не издателем. Однажды в нашу редакцию пришел издавать свою книгу фотожурналист Саша Беленький. Быстрый, деловитый, увлеченный своим делом, полный идей. Он начал рассказывать про свою работу, и тут я понял, что именно в этой сфере я хочу реализовать себя! Я спросил у Саши, как становятся фотожурналистами. Ответ был однозначен: "Иди учиться к Маркину, на фотофакультет! Но учти - туда большой конкурс, берут только тех, кто уже умеет снимать и кому действительно нужна фотожурналистика." Снимать я не умел. Зная себя, я крайне удивился тому, что не махнул рукой на эту затею. Уже через пару недель после разговора с Беленьким я обнаружил себя изучающим основы фотографии у Галины Сергеевны Лебедевой в ДК Ленсовета. Мне нужно было подготовиться к поступлению на фотофакультет. Через год я поступил. Стал учеником Павла Михайловича. Пожалуй, впервые в жизни я почувствовал себя среди своих. Меня окружали взрослые люди, сохранившие юношеский задор, максимализм, не боящиеся никаких трудностей. Их взгляд на жизнь был свеж, для них фотография была инструментом познания мира и ключом, открывающим любые двери. В этом смысле мои сокурсники ничем не отличались от преподавателей. Нам с ребятами мало было занятий, мало было ежедневных съемок - после фотофакультета мы шли в кафе и часами говорили о фотографии, выставках, камерах, проектах, пересказывали друг другу безумные истории, услышанные за прошедшую неделю. Фотофакультет расширял горизонты. Учил общаться с людьми и располагать их к себе. Учил искать свой фотографический голос, учил смелости, решительности и в то же время осмотрительности. Даже во время учёбы я оказывался в самых невероятных местах, знакомился с потрясающими людьми и впитывал их истории. Чего стоят одни только анархисты-отшельники, про коммуну которых я снимал выпускной проект. Фотофакультет задал вектор моей жизни. Спустя сотни тысяч кадров после окончания курса, я все ещё помню советы Павла Михайловича. Садясь в самолет, уносящий меня на очередную съемку, наблюдая эмоциональную реакцию заказчиков на мои карточки, я всегда вспоминаю тех, благодаря кому я нашел свое место в жизни.
ВЛАДИМИР ШРАГА, выпускник года 2008 года, vladimir@shraga.ru
- Факультет фотокорреспондентов является уникальной творческой площадкой, где в демократичной обстановке мэтры отечественной фотожурналистики делятся с начинающими коллегами своими секретами мастерства и философией взгляда на профессию. Мое решение поступить туда было спонтанным, но очень удачным: на два года я погрузилась в атмосферу творчества, где каждую неделю передо мной ставили интересные задачи и открывали неожиданные взгляды на их возможные решения. Методика преподавания практических занятий, количество мастер-классов, воспитание командного духа – составляющие, которые сформировали у меня подлинное понимание профессии и дали стержень, помогающий успешно в ней существовать. Я очень благодарна мастеру моей учебной группы, Маркину Павлу Михайловичу, за то, что он разбудил во мне интерес к окружающему миру, сформировал из меня исследователя с камерой в руках, подарив умение сосредотачиваться на нюансах, при этом сохраняя онтологическое понимание проблемы. Открытое мастером ощущение присутствия исследовательского компонента в профессии фотокорреспондента позволило мне начать осуществлять мечту – режиссерские опыты в контексте документального кино и видео-арта. Я очень благодарна факультету за подаренное чувство творческого полета.
АННА ФРАНЦУЗОВА, выпускница 2011 года, afrancuzova@mail.ru
- Факультет дал мне пожизненный вкус к фототворчеству… Много это или мало, плохо или хорошо - диалектически мучительный вопрос! Может быть, без этого жилось бы легче, но ни за что не откажусь от этого постоянного творческого зуда!!! Спасибо Вам и этим стенам за эту мощную прививку!
ВАЛЕРИЙ ГРИНФЕЛЬД, выпускник 1987 ГОДА, vgvagrin@gmail.com
- Фотофакультет дал нам знакомство с лучезарным Маркиным, Солнцем нашей фотожурналистики, долгих лет ему жизни!!!
АННА ФЛЕГОНТОВА, выпускница года 2009 года, a.malutina@list.ru
- Фотофакультет стал для меня ступенью от домашнего фотолюбительства к Фотографии. Здесь были получены бесценные навыки репортажной съёмки, да и не только репортажной. Благодаря фотофакультету я познакомился с многими выдающимися фотосовременниками, на чьих работах я продолжаю учиться постигать ФОТОГРАФИЮ.
АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ, выпускник 1993года, abc-photo@mail.ru
- Я только в этом году окончила фотофакультет. Но уже сейчас могу сказать, что эти два учебных года сделали меня смелым и уверенным в себе фотографом. Я встретила друзей и единомышленников, стала еще больше любить фотографию и окончательно поняла, что именно хочу в фотографии делать. Большое спасибо фотофакультету, всем-всем-всем кураторам и мастерам, которые приходили к нам на занятия!
ОКСАНА СОКОЛОВА, выпускница 2018 года, nemurisu@gmail.com
- До факультета фотокорреспондентов - " Школы Павла Маркина" я умел "делать" фотографии уровня "для личного семейного альбома". После его окончания меня научили "делать" при любой съемки только фотографии, где зафиксировано неповторимость, уникальность момента. Теперь нынешнее моё кредо -такая фотография. Главное, пожалуй, увлечение стало моей счастливой частью моей жизни. P.S. Вот одна из фотографий подтверждающих моё кредо.
ВЯЧЕСЛАВ БУХАРЕВ, выпускник 1985 года, sportphoto@mail.ru
Что дал мне фотофакультет? Выскажусь по пунктам: 1. Работать 2. Работать 3. Работать 4. Грамотно организовывать свою работу 5. Грамотно вести свой архив
ЕЛЕНА БЛЕДНЫХ, выпускница 2006 года, elena-blednykh@yandex.ru www.lenreport.ru, официальный фотограф EUROSHOW
Павел Михайлович Маркин попросил написать пару слов о том, что мне дал Фотофакультет. Думаю, что он попросил написать не одного меня, и, думаю, что есть кому написать много теплых и справедливых слов про незабываемые годы, любовь к фотографии и пронесенную через годы дружбу. Я к этим словам конечно же, присоединяюсь, но позволю себе быть предельно прагматичным: главное, что дает Фотофакультет, это понимание того, как устроено профессионально сообщество, кто есть кто в нем и как это все работает. Без этого понимания я бы никогда не пришел в профессию.
СЕРГЕЙ МАКСИМИШИН, выпускник 1998 года, maximishin@yandex.ru
- Конечно, проще отписаться: «Много!» А вот что реально дал? Чего много? Фотографий и знакомств? У меня и до обучения было этого достаточно. Наставников? Мне и с этим повезло ещё до факультета. Более глубокое понимание фотографии? Нет, это пришло позже... Думаю, что самое главное – это чёткое, ясное осознание того, что такое наша работа. Когда ты идёшь по городу и не просто снимаешь приглянувшийся тебе кадр, а ищешь его, отрабатываешь тему съемки. Именно отрабатываешь! Я никогда не «сачковал». Нет, мои снимки не были лучшими, но я честно «пахал» над каждым заданием и имел возможность сравнить своё вИдение темы с другим. И не одним, а несколькими десятками! Именно так появлялось понимание работы фотожурналиста, а не просто фотографа. Повезло и в том, что успел познакомиться с такими легендами фотографии, как Илья Наровлянский, Борис Михалёвкин, Евгений Раскопов. Не с творчеством, а именно с людьми. Живое общение лучше всего помогает понять, почувствовать, что значить прожить много лет в обнимку с камерой, как на фотографа влияет его профессия, к чему стремиться…
ДМИТРИЙ ГУСАРИН, выпускник 2002 года, dgusarin@yandex.ru
- Я не собиралась фотографировать людей. Я думала, что буду неспешно делать художественные фотографии. Но в те короткие 5 или 10 минут присутствия на фотофакультете, пока Павел Михайлович просматривал мои фото с большой скоростью, я была покорена очень позитивной и творческой атмосферой, которая была среди студентов курса. Я просто не могла устоять и сразу поняла, что обязательно должна учиться на этих курсах у Маркина. Было не начало учебного года, но я стала буквально умолять Павла Михайловича хотя бы присутствовать в учебные дни. В итоге до сих пор с удовольствием снимаю репортаж. Первое, чему я научилась на курсах, это не бояться вытаскивать фотоаппарат на людях и не стесняться их фотографировать. Было задание, сделать репортажный снимок в транспорте, срок 1 час. Я помню то ощущение, когда подумала, что хочешь -не хочешь, а придется вытащить свой большой фотоаппарат у всех на глазах, когда все на тебя смотрят, и переступая через свое стеснение и боязнь, начинать фотографировать практически в упор пассажиров. Иначе не смогу выполнить задание. И при том, надо было сделать приличную репортажную фотокарточку, где что-то должно происходить! Вот это для меня был огромный шаг вперед, который в сто раз превзошел все мои фотографические потуги за прошедшие 10 лет. Второе, что меня впечатлило, это то, что студенты сами анализируют и обязаны найти ошибки на карточках других студентов. Фотографии от студентов всей группы лежат на столе, и сравнении между собой сразу видны ошибки. Такой подход буквально за один раз заменяет месяцы лекций по технике съемки, композиции, прочитанной литературы и т.д. и т.п. Это меня очень подстегивало и давало силы и интерес сделать в следующий раз снимок лучше, чем предыдущий. За один год учебы качество моих снимков выросло в разы больше, чем за предыдущие 10 лет любительства. Это дало мне большой толчок продолжать дальше и выйти на качественно новый уровень. Уже через год я стала снимать для журнала Фома и делать персональные выставки.
МАДИНА АСТАХОВА, выпускница 2004 года, madina36@mail.ru
ПРОФЕССИЯ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

Про фотофакультет узнал от Дианы Качаловой когда пришел на собеседование в еще молодой тогда "Мой район". - А ты учился у Маркина или еще где то? - Нет, а кто это? Но в памяти заело. И вот уже позже узнав о наборе, пошел отбирать и распечатывать портфолио, покупать катушку пленки для экзамена, и одалживать пленочную камеру у старшего коллеги. (экзамены в 2006 году в последний раз принимали на пленку, а работали уже давно все на цифру). А потом закрутилась эта кутерьма зачетов, практических заданий и лекций. Я считаю что мне очень повезло с моим потоком, т.к. с него вышло в итоге очень много ребят ставших мастерами в большей части новостных агентств. И вот все это я к тому что, ценность фотофакультета для меня состоит и состояла в приобретенном круге друзей, коллег и единомышленников которые не раз подставляли плече (батарейку, флешку...) на съёмке. Не говоря уже о общении и обмене опытом. Спасибо Павлу Михайловичу и всем сопричастным, что вы были и есть в моей жизни.
КИТАШОВ РОМАН. Выпускник 2008 года kitashov@gmail.com
Меня на факультете научили думать, прежде чем снимать и снимать не думая, когда это нужно Научили работать со светом, правильно строить кадр, предвидеть заранее результат съемки. Научили снимать серию, из которой можно сделать рассказ.
ИГОРЬ ПАНОВ, выпускник 2014 года, Igor igor_m.panov@mail.ru
Живет в Эквадоре. Работает по Латинской Америке как независимый фотограф для европейских и американских изданий (например, французский GEO, американские Vice, Buzzfeed News, The New York Times Lens, немецкий Focus, и многие другие).
- Мне Фотофакультет дал альтернативу моей прошлой скучной работе и показал путь в документальную фотографию. Фотофак показал мне основы той профессии в которой я влюблен с тех пор как окончил учебу. Всегда вспоминаю о Фотофаке с улыбкой на лице, хотя я не всегда следую закону П. М. Маркина который гласит что в каждой фотографии главным героем должен быть человек :-)
(правда, я всегда это повторяю, но относительно только УЧЕБНЫХ зачетов - прим. МПМ)
МИХАИЛ ВАЛЬЕХО, выпускник 2011года, info@mishavallejo.com
" Факультет фотокорреспондентов делает тебя профессионалом. Во всем. Не только в фотографии. Учит понимать искусство, чувствовать острее окружающую реальность, замечать и ловить состояние природы, кайфовать от замеченных оттенков цвета, ловить изменение света, чувствовать настроение людей и находить с ними общий язык. Все это дает более глубокое понимание окружающего мира. Полученный в годы обучения заряд энергии не иссякает уже десяток лет и, думаю, что не иссякнет никогда. Факультет фотокорреспондентов это уникальная, очень нужная и мудрая школа".
Выпускник 2006 года РОМАН ВОЛКОВ (roman-volkov@mail.ru ):
- Обучение на факультете открыло мне окно в новую профессию, превратило мое хобби , в жизнь и работу. С тех пор репортажная съемка стала мои любимым направлением. Вспоминаю , что бежал на занятия с горящими глазами и ожиданием интересной информации и встреч, это было скорее творческий клуб , где ждешь каждой встречи! Я очень рад, что посетил в авгутсе 2007 году лекцию Павла Михайловича и после нее поступил на факультет.
Николай Казаков, panchnak@mail.ru Выпускник 2009 года.
- Когда я слышу о том, что Фотофакультет набирает новых учеников, я думаю: «Вот счастливчики!». Вряд ли они сейчас понимают, какие невероятные два года им предстоят!
Думая о своей учебе там, я понимаю, что это были одни из самых интересных и счастливых года в моей жизни. У нас была невероятная группа, и многие ребята из нее стали не просто хорошими фотографами – они стали исключительными. Был ли Фотофакультет катализатором? Несомненно.
Учеба не заканчивалась ни на минуту – мы постоянно встречались вне учебных стен. Конкуренция была высочайшая, но она так подстегивала! Кто-то блеснул уже в учебе, а кто-то достиг неимоверной высоты таланта уже после окончания, но я точно знаю, что если бы не было в нашей жизни Фотофакультета – многое было бы иначе. И совершенно точно – было бы неправильно, хуже.
В каждой моей сегодняшней съемке – работа учителей Фотофакультета. Их наставления, истории, подсказки. Я помню каждого – потому что они вкладывали в нас не только время, ремесло, мастерство, но и души. Мой быстрый рост, как профессионала начался там. Первые победы на конкурсах – тоже там. Первые оплачиваемые работы, и первые известные кадры – родом с Фотофакультета.
Потому что это место, где тебя учат работать по-настоящему. Где требуют, зная границы твоих возможностей – и требуют так, что ты уже не можешь подвести. Тянешься, растешь. До тех самых границ – которых, на самом деле, не существует.
Школ сейчас много. Фотофакультет: подлинный, настоящий, уникальный – один.
Светлана ПЕТРОВА, выпускница 2002 года, pipalana@gmail.com
- Скажу просто, фотофакультет стал для меня фундаментом, основой, с которой началась моя карьера фотожурналиста.
ПАВЕЛ ВОЛКОВ, выпускник года, volkovpavel87@gmail.com;
Павел Михайлович, здравствуйте. Если вам нужно, можете отредактировать текст. Я знаю, что Саша Астафъев сейчас не работатет на фф, но хотелось бы его упомянуть, потому что трудоустройством в Новую я обязана ему.
На фотофакультет я пришла, имея за плечами высшее художественное образование и совершенно не имея опыта в репортажной фотографии. Мне нравилось смотреть документальные фотопроекты, но я не понимала, как самой сделать такие фотографии, как выбрать тему, договориться о съемке и где опубликовать. Фотофакультет под руководством Павла Маркина, в частности курс Александра Астафъева, помог мне влиться в профессию - еще до защиты диплома я начала работать в «Новой Газете».
Elena Lukjanova
Два года учебы пролетели незаметно ... До моего решения поступить на факультет им. Гальперина, я много слышала о нём от друзей, которые там учились. В 2015 я поступила, старалась взять от этой учёбы все возможное. На факультете особая атмосфера, столько людей увлечённых одним- фотографией! Факультет дал мне многое - и знания , и навыки , уверенность в себе , новые связи, знакомства! Наверно, это самый "родной" из всех других, полученных мною дипломов.
Благодарю вас за ваш труд и энтузиазм! Пусть ваша работа всегда приносит вам радость и искреннее признание тех, кому вы дарите свой труд; крепкого вам здоровья и благополучия!
Спасибо бесконечное куратору Станиславу Владимировичу Марченко и всей нашей 3 группе выпуска 2017. Мы - 58-е!;)
Алексеева Анна Александровна
Уже больше тридцати лет прошло с тех пор как я пришел учиться на фотофакультет рабкоров при Ленинградском Доме журналиста. А мандраж помню как сейчас. Меня можно сказать привели за руку уже заработавшие себе имя фоторепортеры Андрей Чепакин и Саша Спицын, которые до этого трудились в Тосненской газете. Глянув на мое портфолио (правда и слова тогда такого не было) Павел Михайлович Маркин строго глянув на меня сказал: - принимается, а Саша Спицын добавил, что его, то есть меня учить не надо, мол я уже готовый фотокор.
Но учиться было надо обязательно. Факультет мне дал не только уверенность в себе, но развил и обогатил меня разносторонне, как сказал Борис Михалевкин на одном из занятий - главное быть развитым, эрудированным, начитанным, это вам пригодится в любой профессии, а особенно в журналистике. Именно здесь я увидел как работают профессионалы, известные фотожурналисты, (впоследствии со многими из них я подружился).
Так никогда не забуду встречу с Михаилом Дмитриевым из АПН. Когда он разложил на столе сотню карточек - фотоочерк о жизни хирургов, я был ошеломлен. Мне казалось они все прекрасны, в каждом снимке так много содержания... А Миша (это я уже потом так его стал называть) утверждал, что вот теперь нужен строгий и точный отбор. Нужно в пяти-семи максимум десяти фотографиях рассказать фотоисторию так, чтобы было не убавить и не прибавить. И, конечно, этому надо учиться. Так видеть,так снимать, так понимать.
Я с теплотой вспоминаю годы учебы, встречи, выставки, творческие отчеты.
За плечами у меня тридцать лет работы в газете, множество конкурсов и выставок, но я по-прежнему продолжаю учиться и всегда рад, когда меня приглашают на творческие встречи на фотофакультете.
Евгений Асташенков
Чему меня научил факультет
Выскажусь по пунктам:
  1. Работать
  2. Работать
  3. Работать
  4. Грамотно организовывать свою работу
  5. Грамотно вести свой архив
Елена Бледных
Фотофакультет дал мне чувство локтя, возможность войти в фототусовку, широту кругозора в области фотографии, а также заряд энергии - некий ориентир ценностей и целей, с которыми я сверяю свою работу. Я окончил обучение девять лет назад, и с тех пор были другие курсы, мастер-классы, лекции, а также редактора, руководители и заказчики. Все они тоже повлияли на мое мировоззрение как фотографа, претендующего иногда на роль документального, но все же именно те два года на фотофакультете задали вектор, в котором я пошел в дальнейшем - фоторепортаж, фотожурналистика, документальная фотография - со всеми вытекающими моральными, этическими и чисто техническими моментами.
Ценность тусовки тоже должна быть оценена по достоинству - добрая половина работающих в Петербурге коллег в то или иное время прошла через фотофакультет. Гораздо проще позвонить человеку и попросить его о помощи, если это не просто знакомый из новостного агентства, с которым ты иногда пересекаешься на съемках, а твой сокурсник. Или тоже нюанс - человек, с которым ты рядом два года учился, завтра может стать лауреатом множества премий, участником международных выставок и преподавателем на том же фотофакультете. Это создает определенный стимул развиваться. А человек, который кричал громче всех и бил себя тапком в грудь, завтра может бросить фотографию. Время все расставляет по местам, но сообщество выпускников фотофакультета все же держится более или менее вместе и создает какой-то общий поток сил, идей и чисто человеческих отношений.
Sergey Vdovin
Павел Михайлович, режьте меня, как Вам удобно, хоть по полфразе. Написал, что смог о том, что запомнил. Спасибо за науку.

Я учился в докомпьютерную эпоху. Так получилось, что в 1993 году, заработав во Франции и купив там свой первый Никон 601, я одновременно начал работать в цветной газете и поступил на фотофакультет. На курсе было много увлеченных людей. И любителей, и начинающих профессионалов, сотрудничающих с газетами. Павел Михайлович принимал владеющих техникой съемки и ручной печати. Не втолковывая азбучные истины, он модерировал дискуссии и вынуждал нас шевелить мозгами. Мы приносили только ч.б., редко цвет из фотоателье, что по понятным причинам вызывало укоризненные возгласы: "Это не ты, это машина печатала." Для меня важнее всего было попасть в среду увлеченных фотографией людей, где каждый знает о чем-то больше других. Совсем юных я не помню. Кажется, Стас Левшин был самым молодым, он учился на втором курсе и его серия снимков, сделанная в среде наркоманов, сразу произвела на всех впечатление. Помню, Игорь Смольников приносил постановочные фото своих друзей в неожиданных ракурсах и интерьерах. Витя Дюжаев приносил такие портреты известных актеров, что у нас текли слюнки. На курсе завязывались знакомства, которые помогали в поиске работы, фотоматериалов, аппаратуры, литературы и т.д. Не знаю, что бы я делал без всей этой информации, повторяю, интернета в его нынешнем виде еще не было. Да и встречи с живыми классиками питерской фотографии не заменишь никаким интернетом.
Юрий Файнберг. Работал в "Недвижимости Петербурга", "Невском времени", на "Ленфильме", публиковался в центральной и зарубежной прессе.
Fainberg Yuri
Добрый вечер, Павел Михайлович!

Обучение на Фотофакультете для меня - это увлекательное путешествие в мир фотографии,
это дверь в совершенно иную жизнь, о которой я не имела никакого представления.
Это еженедельные приключения в поисках решения творческих заданий.

Это мастер-классы, встречи с удивительными людьми, увлеченными своим делом.

Фотофакультет научил меня по-настоящему любить фотографию и немного в ней разбираться!

Мне несказанно повезло и с преподавателями, и с однокурсниками.

СПАСИБО вам за все, Павел Михайлович!
Лидия Асенчакова
Поступив, на фотофакультет в 2015 году, я уже четко понимал для себя, что фотожурналистика для меня это всерьез и надолго. Собственно поэтому, уже вначале первого курса стал сотрудничать с информационным агентством "Интерпресс". Любому делу нужно учиться. Фотожурналистике нужно учиться всю жизнь. Но основы и главные принципы этого увлекательного дела точно можно получить на ФФ. Какая бы техника не пришла завтра в помощь нашему брату, есть правила которые неизменно характеризуют фотокорреспондента во все времена. Законы репортажа с технической стороны, четкое представление о предмете съёмки, умение наладить контакт с любым человеком и многое-многое другое уже много лет преподают декан Павел Михайлович Маркин и кураторы факультета.
Pavel Karavashkin
Я занимался до знакомства с фотофакультетом только портретной фотографией. Сейчас я занимаюсь опять почти только ею, портретной.
Откровенно говоря, журналистика — это не моя область интересов, но в тот момент (1999), это было, пожалуй, единственное сообщество в Петербурге, где можно было найти молодых и увлечённых фотографов. Их я и нашёл. Проще говоря, я нашёл на факультете рабочую фотоатмосферу, друзей, понимание того, что такое фотожурналистика и решение продолжать заниматься портретами. :)
Даниил Рабовский
Я шла на Фотофакультет за качественным образованием и за специальностью. И я это получила - мои фотоработы стали замечать и отмечать очень далекие от фотографии люди. Здесь я поняла, что значит "фотограф со знаком качества". Факультет открыл для меня новый мир - мир репортажной фотографии и позволил мне войти в него, сделал меня частью профессионального сообщества фотокорреспондентов. А главное - указал путь развития. Я знаю куда идти и мой профессиональный рост лишь вопрос времени и усердия.
Жинкина Майя Алексеевна
15 лет назад, в 2003 году, я работал в издательстве "Питер". Интересная, непыльная должность, много встреч с авторами - творческой и технической интеллигенцией, казалось бы, что еще нужно для счастья. Но на самом деле хотелось чего-то совсем иного, не сиделось на месте. Хотелось выйти в большой мир, попытаться понять его и рассказать о нем другим - самому быть автором, а не издателем.
Однажды в нашу редакцию пришел издавать свою книгу фотожурналист Саша Беленький. Быстрый, деловитый, увлеченный своим делом, полный идей. Он начал рассказывать про свою работу, и тут я понял, что именно в этой сфере я хочу реализовать себя!
Я спросил у Саши, как становятся фотожурналистами. Ответ был однозначен: "Иди учиться к Маркину, на фотофакультет! Но учти - туда большой конкурс, берут только тех, кто уже умеет снимать и кому действительно нужна фотожурналистика."
Снимать я не умел. Зная себя, я крайне удивился тому, что не махнул рукой на эту затею. Уже через пару недель после разговора с Беленьким я обнаружил себя изучающим основы фотографии у Галины Сергеевны Лебедевой в ДК Ленсовета. Мне нужно было подготовиться к поступлению на фотофакультет.
Через год я поступил. Стал учеником Павла Михайловича. Пожалуй, впервые в жизни я почувствовал себя среди своих. Меня окружали взрослые люди, сохранившие юношеский задор, максимализм, не боящиеся никаких трудностей. Их взгляд на жизнь был свеж, для них фотография была инструментом познания мира и ключом, открывающим любые двери. В этом смысле мои сокурсники ничем не отличались от преподавателей.
Нам с ребятами мало было занятий, мало было ежедневных съемок - после фотофакультета мы шли в кафе и часами говорили о фотографии, выставках, камерах, проектах, пересказывали друг другу безумные истории, услышанные за прошедшую неделю. Фотофакультет расширял горизонты. Учил общаться с людьми и располагать их к себе. Учил искать свой фотографический голос, учил смелости, решительности и в то же время осмотрительности. Даже во время учёбы я оказывался в самых невероятных местах, знакомился с потрясающими людьми и впитывал их истории. Чего стоят одни только анархисты-отшельники, про коммуну которых я снимал выпускной проект.
Фотофакультет задал вектор моей жизни. Спустя сотни тысяч кадров после окончания курса, я все ещё помню советы Павла Михайловича. Садясь в самолет, уносящий меня на очередную съемку, наблюдая эмоциональную реакцию заказчиков на мои карточки, я всегда вспоминаю тех, благодаря кому я нашел свое место в жизни.
Vladimir Shraga
Факультет фотокорреспондентов является уникальной творческой площадкой, где в демократичной обстановке мэтры отечественной фотожурналистики делятся с начинающими коллегами своими секретами мастерства и философией взгляда на профессию. Мое решение поступить туда было спонтанным, но очень удачным: на два года я погрузилась в атмосферу творчества, где каждую неделю передо мной ставили интересные задачи и открывали неожиданные взгляды на их возможные решения. Методика преподавания практических занятий, количество мастер-классов, воспитание командного духа – составляющие, которые сформировали у меня подлинное понимание профессии и дали стержень, помогающий успешно в ней существовать. Я очень благодарна мастеру моей учебной группы, Маркину Павлу Михайловичу, за то, что он разбудил во мне интерес к окружающему миру, сформировал из меня исследователя с камерой в руках, подарив умение сосредотачиваться на нюансах, при этом сохраняя онтологическое понимание проблемы. Открытое мастером ощущение присутствия исследовательского компонента в профессии фотокорреспондента позволило мне начать осуществлять мечту – режиссерские опыты в контексте документального кино и видео-арта. Я очень благодарна факультету за подаренное чувство творческого полета.
Анна Французова
Добрый день, Павел Михайлович! Писатель из меня тот ещё, поэтому вот мой опус: "Фотофакультет стал для меня ступенью от домашнего фотолюбительства к Фотографии. Здесь были получены бесценные навыки репортажной съёмки, да и не только репортажной. Благодаря фотофакультету я познакомился с многими выдающимися фотосовременниками, на чьих работах я продолжаю учиться постигать ФОТОГРАФИЮ."
Алексей Смирнов
Я только в этом году окончила фотофакультет. Но уже сейчас могу сказать, что эти два учебных года сделали меня смелым и уверенным в себе фотографом. Я встретила друзей и единомышленников, стала еще больше любить фотографию и окончательно поняла, что именно хочу в фотографии делать.
Большое спасибо фотофакультету, всем-всем-всем кураторам и мастерам, которые приходили к нам на занятия!
Оксана Соколова, выпускница-2018
Добрый день уважаемый Павел Михайлович!
Коротко о результате моего учения в Ленинградском двухгодичном университете рабочих корреспондентов при Доме журналистов. До факультета фотожурналистики - " Школы Павла Маркина" я умел "делать" фотографии уровня "для личного семейного альбома". После его окончания меня научили "делать" при любой съемки только фотографии,где зафиксировано неповторимость, уникальность момента. Теперь нынешнее моё кредо -такая фотография. Главное,пожалуй,увлечение стало моей счастливой частью моей жизни.
P.S. Вот одна из фотографий подтверждающих моё кредо
Вячеслав Бухарев

Успешная отправка сообщения
Что-то пошло не так, напишите нам на почту или позвоните
Файл должен быть меньше 5MB
Неверно введен контакт. Ограничения: телефон (+792100000000) или адрес электронной почты (name@domain.ru).