Галереи
д. Марино Вытегорского района Вологодской области. На краю деревни расположено одноэтажное каменное здание. Здесь по технологии, не изменившейся за несколько веков, «катают» валенки.
Отрадно отметить, что до сих пор живо на Вытегорской земле древнее катовальное ремесло.
«Это русская исконная обувь. Вся Русь в них ходила»,- говорит Николай Михайлович Тяпин - заведующий катовальной мастерской.
Кроме Николая Михайловича в мастерской работают 4 женщины, которые выполняют изнурительный, в общем-то, не женский труд, требующий больших физических усилий и в то же время умения и мастерства.
В одной из комнат мастерской подготавливают сырье. Сначала овечью шерсть пропускают через чесальную машину 1913 (!) года выпуска. «Старушка» служит верой и правдой, но ее вал нужно вращать вручную, так что об особой механизации тут говорить не приходится.
Все операции осуществляются на специальном столе (верстаке). Путем ручной подкатки сращивают пласты шерсти, в результате чего получается основа валенка. Затем они поступают в стирную комнату, где их на ночь замачивают в специальном котле в горячей воде с добавлением серной кислоты. В этом помещении стоит парная сырость.
«Основа катки- руки, да кипяток!»- восклицает Николай Михайлович.
Далее заготовки катаются в течение трех часов при помощи простых инструментов- прутков, палиц и колотушек. Потом их натягивают на колодки и сушат в большой печке, а утром валенки уже готовы.
В 70х-80х годах прошлого века мастера не испытывали недостатка в заказах, и катовальная работала круглый год. А о местных мастерах знали далеко за пределами области.
Ныне спрос на продукцию снизился. Местные жители перестали держать овец. Из-за нехватки сырья уже в апреле мастерская не работала.
Во время посещения мастерской меня не покидала мысль: «Неужели перестанет существовать такое ремесло? Не хочется верить в это». Ведь, как справедливо считает Николай Михайлович Тяпин, закрыть легко, вот только как его потом восстанавливать?..
Отрадно отметить, что до сих пор живо на Вытегорской земле древнее катовальное ремесло.
«Это русская исконная обувь. Вся Русь в них ходила»,- говорит Николай Михайлович Тяпин - заведующий катовальной мастерской.
Кроме Николая Михайловича в мастерской работают 4 женщины, которые выполняют изнурительный, в общем-то, не женский труд, требующий больших физических усилий и в то же время умения и мастерства.
В одной из комнат мастерской подготавливают сырье. Сначала овечью шерсть пропускают через чесальную машину 1913 (!) года выпуска. «Старушка» служит верой и правдой, но ее вал нужно вращать вручную, так что об особой механизации тут говорить не приходится.
Все операции осуществляются на специальном столе (верстаке). Путем ручной подкатки сращивают пласты шерсти, в результате чего получается основа валенка. Затем они поступают в стирную комнату, где их на ночь замачивают в специальном котле в горячей воде с добавлением серной кислоты. В этом помещении стоит парная сырость.
«Основа катки- руки, да кипяток!»- восклицает Николай Михайлович.
Далее заготовки катаются в течение трех часов при помощи простых инструментов- прутков, палиц и колотушек. Потом их натягивают на колодки и сушат в большой печке, а утром валенки уже готовы.
В 70х-80х годах прошлого века мастера не испытывали недостатка в заказах, и катовальная работала круглый год. А о местных мастерах знали далеко за пределами области.
Ныне спрос на продукцию снизился. Местные жители перестали держать овец. Из-за нехватки сырья уже в апреле мастерская не работала.
Во время посещения мастерской меня не покидала мысль: «Неужели перестанет существовать такое ремесло? Не хочется верить в это». Ведь, как справедливо считает Николай Михайлович Тяпин, закрыть легко, вот только как его потом восстанавливать?..